С этим видом дорожных работ традиционно связано множество вопросов. Главное, что нужно понимать, что ямочный ремонт, как вид дорожной деятельности — это лишь временная мера, отличающая краткосрочным эффектом. Ямочный ремонт не заменяет собой полноценный капитальный ремонт дорог. Выполнение работ по ямочному ремонту — это работы направленные на устранение аварийности, а значит это вынужденная мера.
Повреждениями дорожного покрытия являются: Ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина — 60 см., длина — 15 см., глубина — 5 см, а также сетка трещин. «Вместе со снегом сходит и асфальт» Весна это самый тяжелый период для любой дороги, именно в это время года дорожные проблемы обостряются в разы. Связано это с массовым таяньем льда и снега, которые ведут к переувлажнению дорожной одежды. Вода проникает в поры асфальтового покрытия, а многократные колебания плюсовой и минусовой температуры приводят к разрушению дорог, в связи с тем, что при замерзании вода расширяется. Добавляет скорости разрушения и нагрузка на дорожное полотно — большой поток машин, приводит к тому, что дорожное полотно разлетается под колесами.
Порядок проведения работ при ямочном ремонте асфальтового покрытия.
Подготовительные работы под выполнение ямочного ремонта состоят из нескольких этапов:
- Выехав на место, где нарушено асфальтобетонное покрытие сотрудники в первую очередь проводят работы по очищению поверхности места повреждения дорожного покрытия от влаги, грязи и пыли;
- Далее наносится разметка, обозначающая прямыми линиями вдоль оси дороги и поперек. Необходимо это для того, чтобы определить ремонтные границы каждого дефекта дорожного полотна. Если выбоин несколько, и они расположены рядом, то их объединяют одним контуром. После проведенных мероприятий, выделенная поверхность именуется картой ремонта;
- По контуру ямы производится демонтаж поврежденного слоя асфальта, при помощи шовнарезчика, который позволяет создать ровные стенки;
- Очистка дна и стенок места проведения ремонта от мелких кусков, крошки, пыли и грязи;
- Обработка дна и стенок слоем битума или битумосодержащей эмульсией;
- Укладка асфальтобетонной смеси, которая проводится вручную;
- Выравнивание и уплотнение уложенного покрытия. Уплотнение уложенного асфальтобетонного покрытия при ямочном ремонте производится виброуплотнителем (виброплитой) и/или вибрационным катком малого класса;
- Уборка территории от мусора.
Как происходит асфальтирование
Укладка асфальта может производиться двумя способами: холодным и горячим.
-
Первый метод используется, когда реставрацию нужно произвести не в теплое время года, либо когда особенности участка по какой-либо причине не позволяют доставить к нему горячий асфальтобетон.
-
Второй способ подразумевает изготовление асфальтобетонной смеси с добавлением щебня, песка, битума, минеральных присадок. Она доставляется на объект, и по охлаждении до 120 градусов укладывается в подготовленную «карту», после чего хорошо уплотняется.
Лучшие методы и практики
Выбор метода зависит от нескольких факторов: погодные условия, плотность и тип текущего асфальтобетонного покрытия, а также требования заказчика по стоимости и скорости выполнения работ.
- Горячей асфальтобетонной смесью. Используется смесь, состоящая из битума, минерального порошка, щебня и песка. Так называемый «асфальт». Преимуществом данного метода является высокое качество, т.к. используется материал, из которого состоит сама дорога. Материалы по-разному реагирует на изменение температуры и давление со стороны автомобилей. Если материал однородный - деформация и уплотнение будет одинаковым, что снижает вероятность появления локальных трещин и выбоин.
- Литой асфальтобетонной смесью. Температура литого асфальта также достигает 250 С при укладке. Повышенная содержание битума (около 10%) делает смесь жидкой. Поэтому она укладывается без катка, смесь плавно распределяется по основанию. Агрегатное состояние делает покрытие из литого асфальта упругим, монолитным и гидрофобным. Чаще используется для выравнивающего нижнего слоя дорожной одежды в мостовых конструкциях. Ямочный ремонт покрытий литым асфальтобетоном будет стоить дороже. Цена за м2 обычно стоит на 40-60% дороже обычных смесей.
- Полимербитумной смесью. Полимерное-Битумное вяжущее — это смесь, состоящая из нефтяных битумов, полимеров, пластификаторов и адгезионной приставки. Основную роль здесь играют полимеры. Их физические свойства позволяют исключить образование колеи на дорогах летом и появление трещин при холодных температурах. Поэтому смеси на ПБВ являются одним из лучших дорожных материалов. Однако, цена такого материала может Вам не понравится в отличии от его качества. Если Вас интересует ямочный ремонт дорог I и II категорий, рекомендуем рассмотреть данную смесь.
- Холодным асфальтом. Здесь также можно сказать о холодных смесях на основе битумных и разжиженных эмульсиях, однако наша компания не применяет данный метод, т.к. отношение цена/качество не имеет никакой практичности. При этом иногда приходится использовать вторичный асфальт или асфальтовую крошку - отфрезерованный асфальтобетон. Такое покрытие не будет долговечным, но может послужить временным решениям в случае ограниченного бюджета.